ENYA "Amarantine" (p) 2005 WEA

 

Знакомство с творчеством уникальной ирландской певицы Энии (Enya) можно начинать с любого альбома, хоть с первого "The Celts", изданного еще в 1987-м, хоть с последнего "Amarantine", отделенного от дебюта 18-ю годами. Все, что писалось и говорилось о ее музыке в конце 80-х, можно смело повторить и сегодня. Критики называли ее не просто удивительной певицей, талантливым музыкантом и композитором, но архитектором песни, который "возводит сводчатые соборы звука, пронизанные солнечными партиями рояля, мерцающей оркестровкой, расцвеченные гармониями ее необыкновенно выразительного голоса, который кажется бездонным".

Все "архитектурные проекты" Энии, будь то шесть сольных альбомов или несколько часов музыки для телевидения и кино, несут печать ее единственного в своем роде стиля, уникального авторского почерка. В каком-то смысле это напоминает замкнутый круг, но так может казаться только постороннему наблюдателю, отстранившемуся на достаточное душевное расстояние, чтобы застраховаться от гипнотических чар этой ирландской сирены.

Если сама певица и пыталась разомкнуть это кольцо, завороженное ирландским фольклором, скрещенным с new age, то, к счастью, не довела эти попытки до конца. Пятилетние простои между последними тремя релизами - "The Memory оf Trees" (1995), "A Day Without Rain" (2000) и "Amarantine" (2005) - свидетельство очень кропотливой работы и высоких требований к материалу. И хотя в 90-е годы артистку упрекали в выхолощенности ее записей и нехватке энтузиазма, на стыке веков ее популярность достигла пика. После того как весь мир следил за последствиями терактов 11 сентября 2001 года под звуки ее песни "Only Time", которая несколько недель круглосуточно звучала в эфире, после номинации Grammy за музыку к блокбастеру "Властелин колец" по роману Толкиена, утомленная шумихой вокруг своей персоны, Эния должна была взять передышку.

В возведении "Amarantine", новейшей музыкальной конструкции, строгой, одухотворенной и устремленной ввысь, как готические соборы, Энии помогал давно опробованный творческий союз: продюсер, аранжировщик и звукоинженер Ники Райан (Nicky Ryan) и поэтесса, автор песенных текстов Рома Райан (Roma Ryan). Со всем остальным она справилась сама, создавая будоражащие воображение звуковые пейзажи, окутывая изящными инструментальными пассажами свой кристально-чистый, одухотворенный вокал.

Единица измерения "Amarantine" - не отдельно взятая песня, а отдельно пережитое состояние, чью хрупкую субстанцию Эния пытается воссоздать и сохранить, оперируя тончайшей игрой музыкальных и эмоциональных полутонов.

Архитектоника альбома отсылает к нескольким источникам, переосмысленным в характерной для Энии манере и переплавленным в ее фирменный саунд. Например, "Drifting" легко принять за малоизвестный этюд Шопена в современной обработке, парящая мелодия "Sumiregusa" близка духовной музыке, великолепное многоголосие и энергия "The River Sings" отсылает к ирландским народным танцам. Национальным фольклором навеяны и сказочно меланхоличная композиции "Long Long Journey", и две попытки лакримозы "Water Shows the Hidden Heart" и "If I Could Be Where You Are". Четырехминутная зарисовка "Amid the Falling Snow" - это современная классика чистой воды. Назвать песнями в привычном смысле слова можно, пожалуй, всего пару номеров - "A Moment Lost" и "Someone Said Goodbye" (в котором витает призрачное эхо Анни Леннокс).

Как ни удивительно, но по уровню популярности во всем мире (свыше 50 миллионов проданных альбомов) из всех ирландских артистов эфемерная, таинственная Эния уступает только U2. Она добилась этого, каждый раз оставаясь внутри своего "заколдованного круга", в котором комфортно разместился и последний хрупко-красивый альбом "Amarantine".

<<<<< назад

Источник: http://music.com.ua/

Design by Ydaff © 2003